Церковь Златой Софии

Дата: 01.03.2018 | От: Ирина


Ворон

Церковь Златой Софии 34

XXXIV

1.

Озёрная вода в мае месяце была ещё холодна для купания, но Ворон упорно сидел на мостках, опустив босые ноги в воду, чтобы хоть как-то остудить Внутренним жаром прямо-таки невыносимо опалявшиеся ступни… Да и ладони нестерпимо жгло, и он, касаясь ими поверхности воды, в глубокой задумчивости время от времени как бы ласкал своё грустное отражение.
А задуматься было над чем...

* * *

На днях, вместе с батюшкой П. покидая трапезную, Ворон поинтересовался, почему в монастыре нет дьяконов? Хотя, впрочем, иереи на «службах» и без них прекрасно обходятся.
- Ну как же, - не согласился батюшка, - они помогают служить. Они же, как Ангелы рядом с нами у Престола Божиего. Да и украшают службу. Голос иного дьякона приводит в трепет не только присутствующих в храме, но и бесы шарахаются.

Ворон тогда улыбнулся про себя, мол, слышал слышал, какая глотка лужёная у протодьякона из свиты владыки-наместника – стены дрожат! Однако, приходящих бесноватых почему-то не становится меньше в храме.

- Дьякон – низший сан священнический, - продолжал объяснять батюшка П. – но он уже проходит во Врата Царские и касается Престола. Только самостоятельно служить не имеет права, ибо он только помощник иерея.
Ворон поинтересовался, а какой путь в дьяконы, если без семинаристского образования, допустим?

Отец П. остановился и, пристально поглядев на него, сказал сначала:
- Путь простой, начиная с чтения Псалмов в храме, пением на клиросе, помощью пономарям, а потом...
Но потом, немного подумал он уверенно добавил, то ли исподволь предложил, непонятно было:
- Попроси у отца Б. Благословения читать и петь на клиросе… Потом сделаем тебя дьяконом.

* * *

…В очередной раз нарушив ладонью своё отражение на воде, Ворон вспомнил и разговор со старым иеромонахом отцом Е., на Послушании служившим в мирском храме…

* * *

- Судя по всему, тебя Бог направляет к нам в монастырь, - сказал батюшка Ворону. - Так что правильно подумай: ведь не молод уже, пенсии не получаешь, пора уже окончательно определиться на старость.

Последняя фраза эта в Душе прямо-таки покоробила: неужто монах считал, что он – свободолюбивый и независимый Ворон! – в монастырь ради куска хлеба и надёжной стрости приплёлся?! Как в богадельню?!
Но потом, подавив в себе негодование, спросил батюшку о каком-то Тайном Постриге мирян в монахи, на что отец Е. сказал:
- Да-а… практикуется такое, но теперь очень редко. Таких мирян постриженных называют «тайные монахи».

Но Ворона интересовало не почему в миру некоторые люди – не проходя Испытаний под присмотром и послушанием – всё же постригаются в монахи, но главное, живут вне монастырских стен, не обременены каждодневными монастырскими правилами, стало быть, они независимы от монастырской канители? Ибо он по ТВ сам, мол, видел передачу об одном таком тайно постриженном мирском монахе, известном культурном деятеле.

- Дело обстоит не совсем так, - пояснил отец Е. – Эти тайные монахи в миру всё равно подчинены монастырю, в котором постриглись и зависит от конкретных причин и обстоятельств, что им разрешено жить вне монастыря, даже если и не на Послушании.
Потом он, к огорчению Ворона, добавил:
- Тайное монашество появилось только из-за гонений на церковь в советское время. Потому и появлялись тайные скиты даже в городах с бытовой маскировкой, и даже с трудящимися тайными монахами в советских учреждениях, что и считалось для них Богоугодным Послушанием.

Новый комментарий